В ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дано следующее определение: «Повышение квалификации – это обновление теоретических и практических знаний, совершенствование навыков специалистов в связи с постоянно повышающимися требованиями к их квалификации». Таким образом, повышение квалификации — это дальнейшее обучение работника той же профессии в целях совершенствования профессиональных знаний, умений, навыков, реализуется в рамках дополнительного профессионального образования.
По определению ТК РФ (ст. 195.1) «Квалификация — это уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности».
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам определен приказом Минобрнауки России от 1 июля 2013 года № 499.
Профессия учителя требует постоянного совершенствования, регулярного обновления знаний, использования современных наиболее результативных технологий и обучающих методов. Все это возможно лишь при непрерывном обучении, повышении квалификации. Поэтому не случайно, что в число обязанностей педагогических работников, определенных ч. 1 ст. 48 Закона об образовании, входит обязанность «систематически повышать свой профессиональный уровень».
Данное требование распространяется на всех педагогических работников, повышение квалификации выступает как обязанность педагогического работника.
Повышение квалификации — это дальнейшее обучение педагога своей профессии после получения диплома о высшем или среднем специальном образовании. Оно происходит в рамках дополнительного профессионального образования не реже одного раза в три года.
Дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки). К освоению дополнительных профессиональных программ допускаются: лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование; лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование. После освоения программ дополнительного профессионального образования педагог получает соответствующее удостоверение о повышении квалификации или диплом о переподготовке.
Выбор содержания дополнительного профессионального образования определяется либо профессиональными трудностями педагога, либо направлениями, в которых он хочет развиваться. Помимо этого повышение квалификации может быть связано с содержанием Программы развития лицея и направлениями образовательной политики региона.